Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

Спросите библиотекаря

Получены результаты третьего этапа Всероссийского кадрового мониторинга в библиотечной сфере

30 января 2025 года

В 2024 году Российская государственная библиотека провела третий промежуточный этап (2023—2024 годы) Всероссийского мониторинга кадровой потребности в библиотечной сфере.

Во исполнение поручения пункта 4 протокола заседания Совета библиотек при Министерстве культуры Российской Федерации от 17 сентября 2021 года № П-206 и в целях реализации распоряжения Правительства РФ от 07.07.2021 № 1828-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года» в части проведения мониторингов и исследований по проблемам организации и развития деятельности библиотек.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Методика анализа исходных данных мониторинга на данном этапе предусматривала: преобразование сведений, полученных от библиотек — участников мониторинга, об их потребностях в библиотечных специалистах различного уровня квалификации и профиля образования, специалистах в области IT и специалистах других профессий по состоянию на период 2022–2023 годов, в абсолютные и относительные показатели; осуществление анализа относительных показателей потребностей общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации в соответствующих специалистах в целом по региону и дифференцированно по совокупным показателям потребностей отдельных видов библиотек; ранжирование субъектов Российской Федерации по относительным показателям их потребностей в библиотечных специалистах с высшим и средним профильным образованием в целом по региону и дифференцированно по совокупным показателям потребностей отдельных видов библиотек; распределение субъектов Российской Федерации по относительным показателям потребностей библиотек в специалистах по IT с учётом уровня их квалификации и профиля образования; формулировку выводов по результатам проведенного анализа.

Индикаторами оценки состояния обеспеченности общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации библиотечными специалистами соответствующего уровня квалификации и профиля выступили показатели числа работников с профильным высшим образованием; с непрофильным высшим образованием, прошедшим обучение по дополненным профильными программам ДПО; с профильным средним профессиональным образованием; с непрофильным средним образованием, прошедшим обучение по профильным программам ДПО; сотрудников библиотек с общим средним образованием.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Информационной базой анализа центральных региональных библиотек послужили данные, полученные из 59 субъектов Российской Федерации, которые представили наиболее полные сведения об уровнях квалификации и образовательном профиле сотрудников универсальных, детских, детско-юношеских, юношеских / для молодёжи библиотек и специальных библиотек для слепых и слабовидящих.

Общая численность библиотечных специалистов с высшим профильным образованием в общедоступных библиотеках анализируемых субъектов Российской Федерации составляет 15 989 человек, то есть в среднем — 22,64 % от общей численности библиотечных специалистов в общедоступных библиотеках этих регионов и 44,29 % от общей численности специалистов с высшим образованием.

Наиболее высокий показатель совокупной численности библиотечных специалистов с высшим профильным образованием по отношению к общей численности специалистов с высшим образованием в общедоступных библиотеках субъектов Российской Федерации отмечается в Омской области — 66,08 %, наименьший — в Чеченской Республике (8,33 %).

Общая численность библиотечных специалистов со средним профильным образованием в общедоступных библиотеках анализируемых субъектов Российской Федерации составляет 15 564 человек, то есть в среднем — 23,75 % от общей численности библиотечных специалистов и 58,73 % от библиотечных специалистов со средним профессиональным образованием в общедоступных библиотеках этих регионов.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Общая численность библиотечных специалистов с высшим непрофильным образованием и прошедшим обучение по профильным образовательным программам ДПО в общедоступных библиотеках анализируемых субъектов Российской Федерации составляет 11 378 человек, то есть в среднем — 17,76 % от общей численности библиотечных специалистов и 31,52 % от общей численности специалистов с высшим образованием в общедоступных библиотеках этих регионов.

Выявление уровней квалификации и профиля образования работников муниципальных библиотек городских / сельских поселений и городских / сельских округов субъектов Российской Федерации было одной из важных задач кадрового мониторинга. Информационной базой анализа послужили данные, полученные из 60 субъектов Российской Федерации, которые представили наиболее полные сведения об уровнях квалификации и образовательном профиле своих сотрудников.

Общая численность специалистов с высшим образованием в муниципальных библиотеках городских поселений и городских округов анализируемых субъектов Российской Федерации — 19 343, что составляет в среднем 63,96 % от общей численности библиотечных специалистов данных библиотек, то есть от 29 489 человек. Наиболее высокий относительный показатель совокупной численности библиотечных специалистов с высшим образованием в муниципальных библиотеках городских поселений и городских округов субъектов Российской Федерации отмечается в Чувашской Республике — 84,96 %, наименьший — в Магаданской области — 41,09 %.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Полученные результаты третьего промежуточного сравнительно-регионального корреляционного анализа показателей и индикаторов уровней квалификации и образовательного профиля работников библиотек свидетельствуют о том, что общая численность библиотечных специалистов со средним профессиональным образованием в муниципальных библиотеках городских поселений и округов субъектов Российской Федерации сравнительно высока и составляет 9357 человек, что в среднем равно 33,13 % от общей численности библиотечных специалистов этих библиотек — 29 489 человек.

Общая численность специалистов с высшим образованием в муниципальных библиотеках сельских поселений и сельских округов анализируемых субъектов Российской Федерации — 12 600 человек, что составляет в среднем 36,73 % от общей численности библиотечных специалистов данных библиотек, от 33 055 человек.

Наиболее высокий относительный показатель совокупной численности библиотечных специалистов с высшим образованием в муниципальных библиотеках сельских поселений и сельских округов субъектов Российской Федерации отмечается в Волгоградской области — 76,99 %, наименьший — в Еврейской автономной области — 15,00 %.

Преобладающей категорией в кадровом составе в муниципальных библиотеках сельских поселений и округов также являются библиотечные специалисты со средним профессиональным образованием. Их общая численность составляет 18 019 человек, что на 5419 больше, чем специалистов с высшим образованием. На долю библиотечных специалистов среднего уровня квалификации приходится в среднем 55,32 % от общей численности библиотечных работников сельских библиотеках, от 33 055 человек.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Из общего числа специалистов среднего уровня квалификации в муниципальных библиотеках сельских поселений и округов субъектов Российской Федерации профильное библиотечно-информационное образование имеют в среднем 55,91 % специалистов; непрофильное образование, но освоившие профильные программы ДПО — 22,47 %; не имеют профильного образования — 21,61 %.

Анализ данных, полученных в рамках проведения мониторинга в образовательном аспекте, и прогноз развития кадровой потребности в библиотечно-информационной сфере России, в частности в общедоступных библиотеках, находящихся в ведении региональных или муниципальных органов управления культурой, подтвердил выдвинутые гипотезы.

Основные выводы:

  • в общедоступных библиотеках субъектов Российской Федерации как в целом по стране, так и на региональном и муниципальном уровнях, отмечаются существенные диспропорции в количественных и качественных характеристиках библиотечных специалистов этих библиотек. Индикаторами этих диспропорций выступили показатели: числа специалистов с профильным высшим образованием; специалистов с непрофильным высшим образованием, прошедшим обучение по дополнительным профильным программам ДПО; специалистов с профильным средним профессиональным образованием; специалистов с непрофильным средним образованием, прошедшим обучение по дополнительным профильным программам ДПО; работников библиотек с общим средним образованием;
  • в целом по стране ситуация с кадровым потенциалом центральных региональных общедоступных библиотек более благополучная, чем в муниципальных библиотеках городского и сельского уровней. Тем не менее, несмотря на высокий в целом показатель библиотечных специалистов с высшим образованием в их кадровом составе, специалистов с высшим профильным библиотечно-информационным образованием и тех, кто освоил профильные программы ДПО, немного;
  • совокупные показатели уровней квалификации и профиля образования работников муниципальных библиотек сельских поселений и сельских округов подтвердили гипотезу о том, что в библиотеках этого уровня сложилась наиболее острая проблемная ситуация относительно показателей квалификационных характеристик и профилей образования библиотечных работников на селе.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Анализ результатов третьего промежуточного этапа мониторинга в образовательном аспекте выявил диспропорции в уровнях квалификации и образовательных профилях библиотечных специалистов муниципальных библиотек городских / сельских поселений и городских / сельских округов субъектов Российской Федерации. Наиболее существенные диспропорции — между сравнительно высокой численностью специалистов со средним непрофильным образованием и низкими показателями освоивших профильные программы ДПО, а также высокие показатели библиотечных работников со средним общим образованием в кадровом составе муниципальных библиотек сельских поселений и сельских округов.

Учитывая статус центральных региональных библиотек как научно-методических центров, необходима оптимизация системы повышения профессиональных компетенций библиотечных специалистов, этих библиотек и определение более рациональных в соответствии с выполняемыми задачами соотношений работников с профильным высшим и средним профессиональным образованием в их кадровой структуре. Данный вопрос необходимо более глубоко исследовать, а динамику отслеживать с помощью мониторингового инструментария.

 

Текст аналитического отчета результатов Всероссийского мониторинга кадровой потребности библиотечной сферы 2024 года (объёмом 71 лист) включил шесть приложений (шесть сводных таблиц, 24 рисунка) и был направлен в адрес Департамента региональной политики, образования и проектного управления Минкультуры России.


Публикации специалистов РГБ, подготовленные по теме:

  1. Гусева, Е. Н. Оценка потребностей кадров библиотек по итогам мониторинга / Е. Н. Гусева // Буква и Цифра: библиотеки на пути к цифровизации : сборник докладов Пятой научно-практической конференции «БиблиоПитер-2024» (Санкт-Петербург, 9–11 апреля 2024 года) / главный редактор Я. Л. Шрайберг. — Москва : ГПНТБ России, 2024. — С. 51–61. — DOI: 10.33186/978-5-85638-275-3-2024.
  2. Гусева, Е. Н. Кадры библиотечной сферы: оценка потребности в библиотекарях / Е. Н. Гусева, М. Л. Сухотина // Университетская книга. — 2024. — № 3 (апрель). — С. 28–31.
  3. Гусева, Е. Н. Карта профессионального образовательного пространства российских библиотекарей: формирование и развитие библиотекарях / Е. Н. Гусева, М. Л. Сухотина, А. А. Шатская // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73, № 6. — С. 487–501. — DOI: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-6-487-501.
  4. Сазонова, О. В. Молодой библиотекарь после вуза: помощь в начале трудового пути / О. В. Сазонова // Румянцевские чтения — 2024 : материалы Международной научно-практической конференции (23–25 апреля 2024 года). Часть 3 / составитель: Е. А. Иванова; редакционная коллегия: В. В. Дуда, Ю. С. Белянкин, Е. Н. Гусева [и др.]. — Москва : Пашков дом, 2024. — С. 46–52.
  5. Сазонова, О. В. Программы профессиональной адаптации для выпускников вузов библиотечных специальностей / О. В. Сазонова // Культура информационной безопасности: вызовы времени : материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. — Москва, 2024. — С. 490–497.
  6. Сухотина, М. Л. Методика сбора данных по созданию исходной информационной базы кадрового мониторинга (технологический подход) / М. Л. Сухотина, С. В. Панфилов // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 5. — С. 102–117. — DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-5-102-117.
  7. Тарануха, А. С. Первые итоги результатов мониторинга кадровой потребности библиотечной сферы в аспекте состава планируемых к выбытию работников библиотек / А. С. Тарануха, М. Л. Сухотина // Румянцевские чтения — 2024 : материалы Международной научно-практической конференции (23–25 апреля 2024 года). Часть 3 / составитель: Е. А. Иванова; редакционная коллегия: В. В. Дуда, Ю. С. Белянкин, Е. Н. Гусева [и др.]. — Москва : Пашков дом, 2024. — С. 189–192.
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться